А теперь серьезно.
Очень.
читать дальшеНа самом деле, я давно не видела НАСТОЛЬКО глубокого произведения. Не уверена, что вообще когда-либо видела. Сложнейшая личная драма, снятая очень по-европейски (негодное слово, но другого сейчас не подберу...): все внутри, на молчании, на недомолвках. Американцы так не могут. Ни писать, ни снимать, ни жить. Их если совесть за какой-нибудь Вьетнам и мучает, то редко - и не так. Не так... И вся, ВСЯ драма, до мельчайших деталей, - метафора драмы немецкой нации. Поколение войны и вины - и поколение, пришедшее следом. В докладе прозвучало, что по самым последним опросам, больше 50% немцев стыдятся быть немцами (цифра была выше, но боюсь соврать - и так более чем...). Именно потому что. Они все еще несут это бремя - никак не могут искупить... Это может показаться странным, но я живу с этой темой с детства. Она живет со мной. Нам давали открытые уроки об ужасах концентрационных лагерей. С картинками, в подробностях. Нам зачитывали письмо Тани из блокадного Ленинграда. Мне не снились кошмары - милостью... Но жизнь становилась невыносима с этим знанием. Что ТАКОЕ могут делать люди - с другими людьми. Я знаю, если вам за 30 - и вас не миновало. Мне доводилось слышать излияния искренней ненависти к нацизму и всему, что с ним связано от юных личностей. И они правы.
Только вот... Когда нам в пятом классе предлагали иностранный язык: английский или немецкий - полкласса возмутились. Они не хотели изучать _язык фашистов_. Уже тогда появилось смутное ощущение: что-то не так. Мы правы? Да. Но... Почему-то вдруг стало больно за немцев. Только теперь я понимаю, почему.
Конечно, любой образованный человек согласится: величие немецкой культуры неоспоримо и тд и тп. Вспомнит джентельменский набор имен. О да. Золотой фонд. Но они все были ДО. А те, кто ПОСЛЕ, - уже другие немцы... Они сами для себя - другие. Им все еще нужно ПОНЯТЬ. Как же так могло случиться?! Как можно было предать всё, что было до?
Суть метафоры: То поколение не умело читать. И стыдилось этого. Скрывало. Готово было на все, лишь бы никто не узнал: они, наследники великой культуры, - безграмотны. Морально, духовно - как угодно это назовите. Это их извиняет? Нет. Но они, уже ушедшие, и не ждут прощения. Они знают, что прощения им нет. Все, на что они надеются, - понимание. Уже не для себя, - только для незадачливых своих наследников, чью жизнь они искалечили своим в ней присутствием, принявших вину и стыд от тех, от кого не могли отказаться. Одна из последних сцен с обвинительницей-жертвой холокоста - воплощение их надежды. На понимание. Потому что второе поколение передаст наследство своим детям, а те - своим. Пока Они, наследники палачей, и Мы, наследники жертв, не сможем - не забыть! - но принять прошлое...
Пожалуйста, если вы прочитали это, и вспомнили, что да, эта тема хотя бы однажды задела вас, пожалуйста, посмотрите Чтеца. Эта нация заслуживает того. Я почти непрерывно плакала полтора часа, и не могу сказать, что мне легко и приятно... Но, по-моему, это нужно пережить. Наверное, прийти к каким-то своим выводам. Может быть, не таким эмоциональным, как мои... Это как раз не важно. Важно услышать.